Храм в объективе фотокамеры.
Надо так снимать храм, чтоб хотелось воскликнуть: «Дивны дела Твои, Господи! Как величественно имя Твое по всей земле!»
Прежде всего, конечно, желательно познакомиться с самим феноменом художественной фотографии, полистать альбомы, прочесть несколько книг, благо труды западных авторов Джона Хеджкоу, профессора фотографии Лондонского университета, Тома Энга, мастера цифровой фотографии, и многих других доступны любому желающему. Нужно только, прочитав, постараться интерпретировать всю их современную технику съемки в русле нашей духовно-нравственной традиции и культуры.
По опыту пятилетнего сотрудничества с альманахом «Москва Православная» замечу, что нет необходимости отдавать всё пространство кадра одним колоннам: их и так в Москве предостаточно. Отыщите характерную деталь, например купол храма или апсиду (алтарный выступ), и запечатлейте это с близкого расстояния, а остальное желательно подать в максимально общем виде. Причем надо снять храм не в лобовом свете, а художественно, ностальгически, с настроением, поймать интересное освещение вечером или утром. На фотографии очень хорошо смотрится мокрый асфальт или падающий снег. Главный редактор альманаха часто приветствовал в кадре именно пасмурную погоду и сетовал на детали, попавшие в кадр случайно, людей, машины, провода и столбы. Скажу, впрочем, что всё это может быть отретушировано средствами компьютерных программ, что, естественно, требует от фотографа соответствующих знаний и опыта работы в фото-редакторах типа Photoshop.
Однако уже ничем не исправишь неудачный ракурс, плоское освещении объекта или точку съемки с большими искажениями. Правильная перспектива! Ох, помню, как я мучился с этой перспективой. Главный художник всегда браковал радиальные завалы архитектурных объектов: "Посмотрите, у вас колонны сходятся вверху в одной точке, а должны быть параллельные". Достичь желаемого можно было либо при съемке со значитель-ного расстояния, либо исправляя завалы позже в том же Photoshop'е. Правда, одного-двух прихожан, идущих в храм, я старался, вопреки просьбам редактора, всё-таки «подловить». Ну что это, скажите, за церковь без богомольцев?
Безусловно, важна симпатия к предмету съемки, надо хорошо в нём разбираться. Я, например, никогда не пойду снимать футбол или хоккей: для меня это темный лес, я и правил не знаю и даже в детстве никогда не играл. Моему сердцу более близки люди, природа... Архитектура же, особенно церковная, - это тонкая, неземная музыка. Древнерусский храм! С каждым из них я разговариваю, как с человеком. С тех пор как крестился, ощущаю их родными и живыми. Теперь я понимаю верующих бабушек, которые в советские годы, рискуя жизнью, отстаивали свои приходские церкви, спасали от разрушения. Для них храм был как родное дитя...
Но одной любви мало, нужны еще знания и опыт церковной жизни! Чтобы интересно сфотографировать церковь, нужно обязательно стать не просто зрителем, а участником богослужения, исповедоваться и причащаться, брать благословение у батюшек, помолиться: «ГОСПОДИ, ПОМОГИ, Господи, вразуми! Как лучше изобразить Дом Твой Святой?» Попросите, чтобы вместе с вами помолился об этом благом начинании кто-нибудь из служителей Церкви. Представьте, что вам понравилась эффектная дача какого-нибудь чиновника. Разве вы начнете фотографировать её без разрешения хозяина? Вас сразу же арестует охрана. Как же можно снимать храм, ни у Бога не спросясь, ни у настоятеля?
Помню, как без веры, формально снимал в Париже и Праге соборы, привлекавшие меня своей готической архитектурой. Холодная угрюмость бесконечных шпилей собора Святого Вита... Зловещие получалась фотографии. Только и можно было снимать в контражуре. Или Нотр-Дам де Пари. Своим нарочито острым шпилем, как копьем, он словно хочет пронзить неба. Завоевательный поход на Царство Небесное. Внутрь боязно зайти: химеры нападут...
Другое дело наши православные храмы. Какая простота, доброта и любовь! Праздник души! Архитектура здания не подавляет, а, наоборот, окрыляет, отрывает от земли и возносит в горнее. У каждого свое лицо, свой характер, своя судьба. Каждому нужен свой подход. Один храм хорошо снять зимой под снегом, другой же летом в зелени, третий в солнечный полдень, а иной только в сумерках и смотрится в свете фонарей, если в окошке огоньки горят... Здесь нет каких-то стандартов, шаблонов, неизменных законов. Часто приходится долго искать и мучиться выбором того или иного художественного решения, ошибаться, переснимать несколько раз, пока не придет озарение. Не один рулон пленки отправил я в мусорное ведро, пока не прочел несколько толстых книг про Церковь, её Таинства и обряды, про смысл богослужений. Тогда только начал понимать, что даже разрушенный, оскверненный храм можно очень красиво снять, ведь благодать всё равно остается, или строящийся храм, где пока только и видно, что леса да рабочих, но уже читаются формы, уже крест на куполе светится, уже слышен колокольный звон...
Интерьер церкви нельзя снимать как музей, а богослужение - как президентское собрание. Церковь - это не памятник архитектуры. Церковь — это живой молитвенный организм, в котором совершается не только видимое, но и невидимое Таинство. Задумайтесь о том, что ваши фотографии способны легко пережить своего создателя. Каким увидят запечатленный на них мир потомки?
Фотографируя же священника, не забывайте, что перед вами служитель Божий. Сокровенное значение Таинств и обрядов заключается в том, что через ходатайство и посредничество священника каждое Таинство совершает Бог. Я очень уважаю батюшек и люблю снимать их портреты - это удивительно прекрасные лица! Но всегда пытаюсь запечатлеть их на фоне икон Спасителя или снятых угодников, но время службы, с крестом о руках, в Храме или возле него, чтобы показать, что
за священником стоит Сам Господь. Священник никогда не одинок, он не сам по себе! Однажды мне в руки попал православный журнал с «психологическим» портретом священника на весь разворот: из темноты на зрителя пристально глядят два глаза, горящие «огнем веры»... Такому «пастырю» можно только беспрекословно подчиняться, вот и всё.
Храм — это не место для отдыха, а, наоборот, место борьбы. Волнорез на носу корабля Бытия, который, разрезая «житейское море», первым принимает на себя все удары волн человеческих страстей, неся своих богомольцев к «тихому пристанищу» Там, за пределами земного мира. Иногда это можно увидеть воочию: вот церковь только отстроили, а она уже вся потрескалась, такие мощные волны на себя приняв, чтобы чад своих заблудших защитить от злого мира. Хоть и говорится, что Церковь - это Царствие Божие на земле, чтобы попасть в это Царствие, сколько усилий надо совершить над собой, сколько преодолеть, сколько бороться! Помните, как святая Мария Египетская не могла войти в церковь, пока не покаялась? Вот если и вы так будете подходить к съемке храма и в храме, уверен, что всё получится достойно, правильно и красиво. Господь надоумит, хотя бы вы и не знали всех секретов художественной фотосъемки...
Дмитрий Ломанов
Фото автора.
http://lomart.narod.ru
Текст сканирован со страницы 7 газеты Лампада №1 (52) за январь-февраль 2007 год
PDF архив этой газеты 2005 и 2006 года можно найти на сайте http://www.znmn.ru/
HTML верстка - Андрей Фаткуллин
Комментариев нет:
Отправить комментарий